О нас
Специализированная школа-лицей – интернат информационных технологий «Озат» открыта в 2018 году в рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» и призвана обеспечить дополнительный качественный импульс для технологической модернизации образования области и Республики.
Особое внимание уделено развитию информационных технологий. Построена единая последовательная система подготовки юного IT-специалиста. Занятия в школе нацелены на формирование у детей четкого представления о конкретных IT-профессиях, с возможностью дальнейшей углубленной профориентации.
Школьный этап конкурса “Открываем мир профессий 2025”: шаг в будущее для каждого ученика
Школьный этап конкурса “Открываем мир профессий 2025”: шаг в будущее для каждого ученика
В рамках реализации проекта «Еңбегі адал – жас өрен», воспитания ценности у учащихся трудолюбия и профессионализма 6 февраля 2025 года в нашей школе прошел школьный этап областного конкурса «Открываем мир профессий 2025». 17 учащихся представили свои проекты по профессиям: автослесарь, художник, спелеолог, пластический хирург, а также бизнес -проект по изготовлению школьной мебели в национальном стиле. Ученица 10 «А» класса Кускадамова С. представила свой проект в направлении «Юный мобилограф». Все участники конкурса получат сертификаты за участие в школьном этапе, а лучшие проекты будут представлены на областном конкурсе “Открываем мир профессий 2025″.
#Біртұтас_тәрбие
Школьный фестиваль «Моя любимая книга»
Школьный фестиваль «Моя любимая книга»
4 февраля в нашей школе в рамках Декады ОГН прошёл школьный фестиваль «Моя любимая книга», который был проведён на высоком уровне. Мероприятие было организовано в соответствии с планом воспитательной работы в рамках программы «Біртұтас тәрбие» и проекта «Балалар кітапханасы». Цель фестиваля – развитие у учащихся критического мышления, умения свободно выражать свои мысли, творческих способностей и пробуждение интереса к литературе. Классы-участники: Активное участие приняли учащиеся 7-10 классов. Победители фестиваля:- 3 место – 8 «В» класс
- 2 место – 9 «А» класс
- 1 место – 9 «С» класс
- Гран-при – 9 «В» класс
Декада естественно-математических предметов.
декада естественно-математических предметов.
21 января 2025 года в рамках декады естественно-математических предметов в 9 С классе был проведён открытый урок по теме “Ноосфера. Вклад Казахстана в развитие ноосферы”. Ученики изучили условия формирования, вклад Казахстана в развитие “сферы разума”. На мероприятии присутствовали более 20 педагогов.
«Закон и правопорядок: Путь к безопасности и здоровью»
«Закон и правопорядок: Путь к безопасности и здоровью».
В рамках профилактических мероприятий, направленных на повышение осведомленности школьников о вреде наркотиков и возможных рисках, 17 января 2025 года в нашей школе состоялась встреча учащихся 7-9 классов с школьным инспектором Васильченко В.О. и просмотр фильма, посвященного наркозависимости. Основной целью встречи было донести до подростков информацию о последствиях употребления наркотических веществ, а также напомнить о важности здорового образа жизни и принятии правильных решений в трудных ситуациях. Встреча с инспектором полиции стала отличной возможностью для школьников узнать больше о правовых аспектах, связанных с наркотиками, и о том, как избежать опасных ситуаций.
#Біртұтас_тәрбие
Результаты участия в областном этапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
Результаты участия в областном этапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
ВЕРШИНА ОЛИМПА
6-7 января 2025 года состоялся областной этап республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
В олимпиаде приняло участие 47 учащихся (44% от общего количества учащихся 9-11 классов) 9-11 классов.
В разрезе предметов наибольшее количество участников было заявлено по предметам: английский язык – 6 учащихся, математика – 6, информатика – 6, география – 7.
По итогам участия в олимпиаде 31 учащихся (66%) заняли призовые места: 1 место – 6 учащихся, 2 место – 13, 3 место – 12.
100% качества участия учащиеся показали по предметам: основы права (Қайрғали Н.Қ.), английский язык (Колычева И.А., Хайдарова Д.К.), химия (Нугуманова К.А.).
16 призеров заняли призовые места по предметам естественно-математического направления, 15 – по предметам общественно-гуманитарного направления. Одного призера подготовили педагоги Токтарова Р.Е., Самуратова М.Х., Айдархан Ж.Ж., Ерментаева Б.А., Кубаева А.А., Карахметова А.К., Хайдарова Д.К., Острянина Т.С.Двух призеров подготовили Кудабаев Д.Т., Жданов Е.П. Трех призеров подготовили Баймаганбетова А.П., Нугуманова К.А., Қайрғали Н.Қ. Пять призеров подготовили педагоги Иващенко А.А., Колычева И.А.
Сравнительный анализ за 7 лет с 2018 года показывает стабильную положительную динамику по таким показателям: количество участников +38, количество призеров +27, процент качества участия +22%. В 2023-2024 учебном году было заявлено 40 участников, 19 из которых стали призерами олимпиады, тогда как в этом учебном году заявлено 47 участников, из них 31 – стали победителями и призерами.
Среди специализированных школ результаты следующие: СШЛИИТ «Озат» – 31 призер, ШОД им.Алтынсарина – 18, Білім Инновация лицей – 40.
Школьный фестиваль «Моя любимая книга»
Школьный фестиваль «Моя любимая книга»
4 февраля в нашей школе в рамках Декады ОГН прошёл школьный фестиваль «Моя любимая книга», который был проведён на высоком уровне. Мероприятие было организовано в соответствии с планом воспитательной работы в рамках программы «Біртұтас тәрбие» и проекта «Балалар кітапханасы». Цель фестиваля – развитие у учащихся критического мышления, умения свободно выражать свои мысли, творческих способностей и пробуждение интереса к литературе. Классы-участники: Активное участие приняли учащиеся 7-10 классов. Победители фестиваля:- 3 место – 8 «В» класс
- 2 место – 9 «А» класс
- 1 место – 9 «С» класс
- Гран-при – 9 «В» класс
Дух Декабря – опора Независимости!
Дух Декабря – опора Независимости!
Сегодня мы вспомнили наше прошлое и осознали ценность борьбы за свободу.
Учащиеся 7-11 классов приняли участие в уникальной онлайн-встрече с очевидцами Декабрьских событий, национальными героями Бауыржаном Өкташұлы и Бағланом Малдыбайұлы. Во время встречи говорили о событиях 17-18 декабря 1986 года, вспоминали трудности того времени и мужество тех, кто отстаивал независимость.
Для сегодняшнего поколения эта дата – важный урок о цене и значении свободы. Ученики задавали вопросы и получили глубокое впечатление от рассказов героев Декабря.
Во встрече приняли участие классные руководители Хайдарова Д.К., Есқали А.К., Қайрғали Н.Қ., Жумабай Г.Н., Камалова Г.М., которые вместе с учащимися обсудили значение Декабрьских событий в истории страны.
Администрация КГУ «Специализированная школа-лицей-интернат информационных технологий «Озат» Управления образования акимата Костанайской области выражает благодарность Бауыржану Өкташұлы и Бағлану Малдыбайұлы за то, что они нашли время и поделились с подрастающим поколением исторической правдой.
Мужество и решимость героев Декабря – вечный пример для нас!
С Днем Независимости!
#Декабрь1986 #Независимость #ГероиДекабря #Озат #ГордостьНации
“Роль исторических личностей в становлении независимого государства”
"Роль исторических личностей в становлении независимого государства".
В 11 классе прошёл классный час на тему “Роль исторических личностей в становлении независимого государства”. Ученики посмотрели видеоролик о подвигах личностей на пути к независимости, обменялись мнениями, ответили на вопросы и разгадали кроссворд.
Ученики школы «Озат», посетили масштабный форум «Жастар. Жігер. Болашақ».
форум «Жастар. Жігер. Болашақ».
Наши ученики школы «Озат», посетили масштабный форум «Жастар. Жігер. Болашақ». На мероприятии ребята получили много полезной информации о профилактике буллинга, суицида и употребления наркотиков. Эксперты поделились важными советами, которые помогут ребятам сделать осознанный выбор и поддерживать здоровую среду. Этот форум стал вдохновляющим опытом и мотивироватором на создание безопасного и дружелюбного пространства вокруг.


Мероприятие организованно с целью пропаганды здорового образа жизни, в рамках исполнения поручения руководителя Администрации Президента РК.
17 октября в школе прошли соревнования по подтягиванию на перекладине среди юношей и девушек 7-11 классов. Мероприятие организованно с целью пропаганды здорового образа жизни, в рамках исполнения поручения руководителя Администрации Президента РК.
#Таза ұлт
#Қауіпсіздік болашақ
#За жизнь
#Спорт – нашақорлыққа қарсы


Школьный этап конкурса “Открываем мир профессий 2025”: шаг в будущее для каждого ученика
Школьный этап конкурса “Открываем мир профессий 2025”: шаг в будущее для каждого ученика
В рамках реализации проекта «Еңбегі адал – жас өрен», воспитания ценности у учащихся трудолюбия и профессионализма 6 февраля 2025 года в нашей школе прошел школьный этап областного конкурса «Открываем мир профессий 2025». 17 учащихся представили свои проекты по профессиям: автослесарь, художник, спелеолог, пластический хирург, а также бизнес -проект по изготовлению школьной мебели в национальном стиле. Ученица 10 «А» класса Кускадамова С. представила свой проект в направлении «Юный мобилограф». Все участники конкурса получат сертификаты за участие в школьном этапе, а лучшие проекты будут представлены на областном конкурсе “Открываем мир профессий 2025″.
#Біртұтас_тәрбие
Школьный фестиваль «Моя любимая книга»
Школьный фестиваль «Моя любимая книга»
4 февраля в нашей школе в рамках Декады ОГН прошёл школьный фестиваль «Моя любимая книга», который был проведён на высоком уровне. Мероприятие было организовано в соответствии с планом воспитательной работы в рамках программы «Біртұтас тәрбие» и проекта «Балалар кітапханасы». Цель фестиваля – развитие у учащихся критического мышления, умения свободно выражать свои мысли, творческих способностей и пробуждение интереса к литературе. Классы-участники: Активное участие приняли учащиеся 7-10 классов. Победители фестиваля:- 3 место – 8 «В» класс
- 2 место – 9 «А» класс
- 1 место – 9 «С» класс
- Гран-при – 9 «В» класс
Декада естественно-математических предметов.
декада естественно-математических предметов.
21 января 2025 года в рамках декады естественно-математических предметов в 9 С классе был проведён открытый урок по теме “Ноосфера. Вклад Казахстана в развитие ноосферы”. Ученики изучили условия формирования, вклад Казахстана в развитие “сферы разума”. На мероприятии присутствовали более 20 педагогов.
«Закон и правопорядок: Путь к безопасности и здоровью»
«Закон и правопорядок: Путь к безопасности и здоровью».
В рамках профилактических мероприятий, направленных на повышение осведомленности школьников о вреде наркотиков и возможных рисках, 17 января 2025 года в нашей школе состоялась встреча учащихся 7-9 классов с школьным инспектором Васильченко В.О. и просмотр фильма, посвященного наркозависимости. Основной целью встречи было донести до подростков информацию о последствиях употребления наркотических веществ, а также напомнить о важности здорового образа жизни и принятии правильных решений в трудных ситуациях. Встреча с инспектором полиции стала отличной возможностью для школьников узнать больше о правовых аспектах, связанных с наркотиками, и о том, как избежать опасных ситуаций.
#Біртұтас_тәрбие
Результаты участия в областном этапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
Результаты участия в областном этапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
ВЕРШИНА ОЛИМПА
6-7 января 2025 года состоялся областной этап республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
В олимпиаде приняло участие 47 учащихся (44% от общего количества учащихся 9-11 классов) 9-11 классов.
В разрезе предметов наибольшее количество участников было заявлено по предметам: английский язык – 6 учащихся, математика – 6, информатика – 6, география – 7.
По итогам участия в олимпиаде 31 учащихся (66%) заняли призовые места: 1 место – 6 учащихся, 2 место – 13, 3 место – 12.
100% качества участия учащиеся показали по предметам: основы права (Қайрғали Н.Қ.), английский язык (Колычева И.А., Хайдарова Д.К.), химия (Нугуманова К.А.).
16 призеров заняли призовые места по предметам естественно-математического направления, 15 – по предметам общественно-гуманитарного направления. Одного призера подготовили педагоги Токтарова Р.Е., Самуратова М.Х., Айдархан Ж.Ж., Ерментаева Б.А., Кубаева А.А., Карахметова А.К., Хайдарова Д.К., Острянина Т.С.Двух призеров подготовили Кудабаев Д.Т., Жданов Е.П. Трех призеров подготовили Баймаганбетова А.П., Нугуманова К.А., Қайрғали Н.Қ. Пять призеров подготовили педагоги Иващенко А.А., Колычева И.А.
Сравнительный анализ за 7 лет с 2018 года показывает стабильную положительную динамику по таким показателям: количество участников +38, количество призеров +27, процент качества участия +22%. В 2023-2024 учебном году было заявлено 40 участников, 19 из которых стали призерами олимпиады, тогда как в этом учебном году заявлено 47 участников, из них 31 – стали победителями и призерами.
Среди специализированных школ результаты следующие: СШЛИИТ «Озат» – 31 призер, ШОД им.Алтынсарина – 18, Білім Инновация лицей – 40.
Школьный этап конкурса “Открываем мир профессий 2025”: шаг в будущее для каждого ученика
Школьный этап конкурса “Открываем мир профессий 2025”: шаг в будущее для каждого ученика
В рамках реализации проекта «Еңбегі адал – жас өрен», воспитания ценности у учащихся трудолюбия и профессионализма 6 февраля 2025 года в нашей школе прошел школьный этап областного конкурса «Открываем мир профессий 2025». 17 учащихся представили свои проекты по профессиям: автослесарь, художник, спелеолог, пластический хирург, а также бизнес -проект по изготовлению школьной мебели в национальном стиле. Ученица 10 «А» класса Кускадамова С. представила свой проект в направлении «Юный мобилограф». Все участники конкурса получат сертификаты за участие в школьном этапе, а лучшие проекты будут представлены на областном конкурсе “Открываем мир профессий 2025″.
#Біртұтас_тәрбие
Школьный фестиваль «Моя любимая книга»
Школьный фестиваль «Моя любимая книга»
4 февраля в нашей школе в рамках Декады ОГН прошёл школьный фестиваль «Моя любимая книга», который был проведён на высоком уровне. Мероприятие было организовано в соответствии с планом воспитательной работы в рамках программы «Біртұтас тәрбие» и проекта «Балалар кітапханасы». Цель фестиваля – развитие у учащихся критического мышления, умения свободно выражать свои мысли, творческих способностей и пробуждение интереса к литературе. Классы-участники: Активное участие приняли учащиеся 7-10 классов. Победители фестиваля:- 3 место – 8 «В» класс
- 2 место – 9 «А» класс
- 1 место – 9 «С» класс
- Гран-при – 9 «В» класс
Декада естественно-математических предметов.
декада естественно-математических предметов.
21 января 2025 года в рамках декады естественно-математических предметов в 9 С классе был проведён открытый урок по теме “Ноосфера. Вклад Казахстана в развитие ноосферы”. Ученики изучили условия формирования, вклад Казахстана в развитие “сферы разума”. На мероприятии присутствовали более 20 педагогов.
«Закон и правопорядок: Путь к безопасности и здоровью»
«Закон и правопорядок: Путь к безопасности и здоровью».
В рамках профилактических мероприятий, направленных на повышение осведомленности школьников о вреде наркотиков и возможных рисках, 17 января 2025 года в нашей школе состоялась встреча учащихся 7-9 классов с школьным инспектором Васильченко В.О. и просмотр фильма, посвященного наркозависимости. Основной целью встречи было донести до подростков информацию о последствиях употребления наркотических веществ, а также напомнить о важности здорового образа жизни и принятии правильных решений в трудных ситуациях. Встреча с инспектором полиции стала отличной возможностью для школьников узнать больше о правовых аспектах, связанных с наркотиками, и о том, как избежать опасных ситуаций.
#Біртұтас_тәрбие
Результаты участия в областном этапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
Результаты участия в областном этапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
ВЕРШИНА ОЛИМПА
6-7 января 2025 года состоялся областной этап республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
В олимпиаде приняло участие 47 учащихся (44% от общего количества учащихся 9-11 классов) 9-11 классов.
В разрезе предметов наибольшее количество участников было заявлено по предметам: английский язык – 6 учащихся, математика – 6, информатика – 6, география – 7.
По итогам участия в олимпиаде 31 учащихся (66%) заняли призовые места: 1 место – 6 учащихся, 2 место – 13, 3 место – 12.
100% качества участия учащиеся показали по предметам: основы права (Қайрғали Н.Қ.), английский язык (Колычева И.А., Хайдарова Д.К.), химия (Нугуманова К.А.).
16 призеров заняли призовые места по предметам естественно-математического направления, 15 – по предметам общественно-гуманитарного направления. Одного призера подготовили педагоги Токтарова Р.Е., Самуратова М.Х., Айдархан Ж.Ж., Ерментаева Б.А., Кубаева А.А., Карахметова А.К., Хайдарова Д.К., Острянина Т.С.Двух призеров подготовили Кудабаев Д.Т., Жданов Е.П. Трех призеров подготовили Баймаганбетова А.П., Нугуманова К.А., Қайрғали Н.Қ. Пять призеров подготовили педагоги Иващенко А.А., Колычева И.А.
Сравнительный анализ за 7 лет с 2018 года показывает стабильную положительную динамику по таким показателям: количество участников +38, количество призеров +27, процент качества участия +22%. В 2023-2024 учебном году было заявлено 40 участников, 19 из которых стали призерами олимпиады, тогда как в этом учебном году заявлено 47 участников, из них 31 – стали победителями и призерами.
Среди специализированных школ результаты следующие: СШЛИИТ «Озат» – 31 призер, ШОД им.Алтынсарина – 18, Білім Инновация лицей – 40.

Раисов Рамазан Елеусизович
Директор школы

Ахметова Мадина
Самархановна
Заместитель директора
по профильной работе

Кандалина Альбина
Петровна
Заместитель директора
по ВР

Айдархан Жазира
Жукатаевна
Заместитель директора
по учебной работе

Гаппаров Жахонгир
Абдразакович
Заместитель директора
по ИКТ
Специальный тренинг по информационным технологиям
По плану школьного парламента, выпускники школы провели специальный тренинг по информационным технологиям. На тренинге обсуждались возможности информационной грамотности при поступлении и обучении в ВУЗ.
Тренинг по информационным технологиям.
Встреча с выпускниками школы.
Специальный тренинг по информационным технологиям. Профориентация.
Тема встречи: СМИ в эпоху информационных технологий

Объявляем о регистрации на Школьный турнир по Dota 2
Объявляем о регистрации на Школьный турнир по Dota 2
Объявляем о регистрации на Школьный турнир по Dota 2, который будет проводиться с 19-21 ноября с 16:00. Формат: турнир будет проводиться в режиме Capitan mode до 2-х побед. Регистрация команд продлится до 20:00 18 ноября. Команда принимается только в составе 5 человек.
Ссылка на регистрацию команды: https://forms.gle/SeN5484MeTT1Bi2L7 ( при регистрации , участникам одной команды указывать одно и то же название, чтобы команда была зарегистрирована)

В преддверии Дня Республики состоялась дружеская дебатная игра
В преддверии Дня Республики состоялась дружеская дебатная игра между учащимися специализированных школ Костанайской области на тему «Значение Дня Республики».
#ДеньРеспублики
#школьныйпарламент
Школьный этап конкурса “Открываем мир профессий 2025”: шаг в будущее для каждого ученика
Школьный этап конкурса “Открываем мир профессий 2025”: шаг в будущее для каждого ученика
В рамках реализации проекта «Еңбегі адал – жас өрен», воспитания ценности у учащихся трудолюбия и профессионализма 6 февраля 2025 года в нашей школе прошел школьный этап областного конкурса «Открываем мир профессий 2025». 17 учащихся представили свои проекты по профессиям: автослесарь, художник, спелеолог, пластический хирург, а также бизнес -проект по изготовлению школьной мебели в национальном стиле. Ученица 10 «А» класса Кускадамова С. представила свой проект в направлении «Юный мобилограф». Все участники конкурса получат сертификаты за участие в школьном этапе, а лучшие проекты будут представлены на областном конкурсе “Открываем мир профессий 2025″.
#Біртұтас_тәрбие
Школьный фестиваль «Моя любимая книга»
Школьный фестиваль «Моя любимая книга»
4 февраля в нашей школе в рамках Декады ОГН прошёл школьный фестиваль «Моя любимая книга», который был проведён на высоком уровне. Мероприятие было организовано в соответствии с планом воспитательной работы в рамках программы «Біртұтас тәрбие» и проекта «Балалар кітапханасы». Цель фестиваля – развитие у учащихся критического мышления, умения свободно выражать свои мысли, творческих способностей и пробуждение интереса к литературе. Классы-участники: Активное участие приняли учащиеся 7-10 классов. Победители фестиваля:- 3 место – 8 «В» класс
- 2 место – 9 «А» класс
- 1 место – 9 «С» класс
- Гран-при – 9 «В» класс
Декада естественно-математических предметов.
декада естественно-математических предметов.
21 января 2025 года в рамках декады естественно-математических предметов в 9 С классе был проведён открытый урок по теме “Ноосфера. Вклад Казахстана в развитие ноосферы”. Ученики изучили условия формирования, вклад Казахстана в развитие “сферы разума”. На мероприятии присутствовали более 20 педагогов.
«Закон и правопорядок: Путь к безопасности и здоровью»
«Закон и правопорядок: Путь к безопасности и здоровью».
В рамках профилактических мероприятий, направленных на повышение осведомленности школьников о вреде наркотиков и возможных рисках, 17 января 2025 года в нашей школе состоялась встреча учащихся 7-9 классов с школьным инспектором Васильченко В.О. и просмотр фильма, посвященного наркозависимости. Основной целью встречи было донести до подростков информацию о последствиях употребления наркотических веществ, а также напомнить о важности здорового образа жизни и принятии правильных решений в трудных ситуациях. Встреча с инспектором полиции стала отличной возможностью для школьников узнать больше о правовых аспектах, связанных с наркотиками, и о том, как избежать опасных ситуаций.
#Біртұтас_тәрбие
Результаты участия в областном этапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
Результаты участия в областном этапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
ВЕРШИНА ОЛИМПА
6-7 января 2025 года состоялся областной этап республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2024-2025 учебном году.
В олимпиаде приняло участие 47 учащихся (44% от общего количества учащихся 9-11 классов) 9-11 классов.
В разрезе предметов наибольшее количество участников было заявлено по предметам: английский язык – 6 учащихся, математика – 6, информатика – 6, география – 7.
По итогам участия в олимпиаде 31 учащихся (66%) заняли призовые места: 1 место – 6 учащихся, 2 место – 13, 3 место – 12.
100% качества участия учащиеся показали по предметам: основы права (Қайрғали Н.Қ.), английский язык (Колычева И.А., Хайдарова Д.К.), химия (Нугуманова К.А.).
16 призеров заняли призовые места по предметам естественно-математического направления, 15 – по предметам общественно-гуманитарного направления. Одного призера подготовили педагоги Токтарова Р.Е., Самуратова М.Х., Айдархан Ж.Ж., Ерментаева Б.А., Кубаева А.А., Карахметова А.К., Хайдарова Д.К., Острянина Т.С.Двух призеров подготовили Кудабаев Д.Т., Жданов Е.П. Трех призеров подготовили Баймаганбетова А.П., Нугуманова К.А., Қайрғали Н.Қ. Пять призеров подготовили педагоги Иващенко А.А., Колычева И.А.
Сравнительный анализ за 7 лет с 2018 года показывает стабильную положительную динамику по таким показателям: количество участников +38, количество призеров +27, процент качества участия +22%. В 2023-2024 учебном году было заявлено 40 участников, 19 из которых стали призерами олимпиады, тогда как в этом учебном году заявлено 47 участников, из них 31 – стали победителями и призерами.
Среди специализированных школ результаты следующие: СШЛИИТ «Озат» – 31 призер, ШОД им.Алтынсарина – 18, Білім Инновация лицей – 40.
Рекомендации учителям
Рекомендации учителю по повышению учебной мотивации школьников.
- Поддерживать и формировать интерес к информации
«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается.
- Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия
Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.
- Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения
В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.
- Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации
Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.
- Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании
Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.
- Актуализировать творческую позицию детей
С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.
- Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других
Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне.
- Создавать ситуацию успеха и социального признания
Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.
- Использование мотивов избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ
Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.
Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.
Есімханова Жансая Айтмуханқызы- педагог- психолог