Общая информация школьной библотеки
Библиотека расположена на первом этаже трёхэтажного здания. Помещение приспособленное. Книгохранилище, абонемент, читальный зал совмещеныe. Общая площадь библиотеки – 54, 3. Площадь читального зала – 20 кв. м. Количество посадочных мест- 13. Имеются 6 ноутбуков для учащийхся. Библиотека оснащена необходимой мебелью: 12 стеллажей, имеется компьютер, принтер.
Библиотека занимает ведущее место в образовательном процессе школы, осуществляя при этом следующие функции :
– образовательная;
– информационная;
– воспитательная;
– культурная;
Принципы, которые соблюдаются в работе с читателями:
- Воспитание в детях уважения к книге, остальным читателям, занимающимся рядом.
- Безусловная доброжелательность библиотекаря к читателям, готовность всегда сделать все возможное, чтобы выполнить запрос на необходимую информацию .
- Условия в библиотеке должны быть комфортными.
Образовательная и информационная функции реализуются на основе имеющегося библиотечного фонда.
По состоянию на 31 мая 2024 года в фонде –17165 книг
№ |
Библиотечный фонд |
количество |
1 |
Учебная литература (из них учебников нового поколения |
9758 |
2 |
Учебно-метод.лит- 411, всего брошюр-(1317) |
1728 |
3 |
Отраслевая,справочная |
1587 |
4 |
Художественная литература |
4092 |
Изучение библиотечного фонда /комплектование, работа с фондом
Книжный фонд библиотеки соответствует современной образовательной программе. При комплектовании фонда литературой учитывается разновозрастный состав пользователей библиотеки, информационные и образовательные потребности школьников и учителей. В этом году, как и в прошлом все ученики были укоплектованный на 100 %, так же и учителя. Посещение на 2023-2024 учебного года 742 посещений было и книговыдач 4166.
Читатели –на начало года 213, на конец 206 из них по возрастному составу:
– среднее звено ( 7-9 кл. ) 131 чит.
– старшее звено ( 10- 11 кл. ) 75 чит.
В связи с этим, перед библиотекой ставились следующие основные задачи на учебный год:
- Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы.
- Знакомить учащихся с основами библиотечно-библиографических знаний
- Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
- Формирование и сохранение духовной культуры современных школьников.
- Воспитание культурного и гражданского самосознания.
- Стимулирование у школьников интереса к чтению, приобщение учащихся к книге.
Изучение основного фонда:
Одним из главных направлений работы школьной библиотеки является комплектование фонда. Фонд школьной библиотеки формируется в соответствии с образовательными программами. В 2023-2024 учебном году фонд школьной библиотеки пополнился на 295 экз., из них учебники 68 экземпляров, на сумму- 171 668 тенге. это учебники для 8 го класса с русским языком обучения (химия на 4 экз с, дидактическими материалами и информатика с гос и на русском языке экземпляров 22). Для 9-го кл (алгебра с гос языком экземпляром 18) и для 11 класса учебники ( с русским языком обучения экземпляров 14 и гос языком 4). Остальные пополнились методическими пособиями Глобальные компетенции – 4 экз . И на художественные литературы- 223 экземпляров. На сумму- 671 118 тенге. Из художественной литературы есть на английском, русском и на государственном языке. Так же, 250 и 1000 наименовании. В следующем учебном году учебники будут полностью пересмотрены. Некоторые разделы 7, 8 и 9 классов будут пересмотрены. Кроме того, будет дано дополнительные заказы, которое включает следующее: Казахский язык – 7 класс на казахском яз обучении, 8 класс всемирная история на двух языках обучения, 9 классы географии Казахстана (на двух языках), и истории Казахстана (на двух языках); Дополнительные заказы: алгебра, химия, английский язык, физика – 7 класс на казахском языке; химия, русский язык, биология, английский язык, физика, казахский язык и литература, информатика – 7 класс на русском языке обучения; А, так же заявки на художественную литературу были заявлены130 экземпяляров на двух языках.
На постоянной основе ведется работа по сохранности библиотечного фонда:
- Работа с задолжниками
- Контроль состояния возвращаемых документов
Инновации в организации библиотеки:
Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школьная библиотека должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней. В школьной библиотеке используются только традиционные носители информации, реже –Интернет ресурсы образования. Библиотека в сегодняшних условиях предоставляет возможность подготовки рефератов, докладов, домашних заданий. В читальном зале обеспечивается не только доступ к имеющимся информационным ресурсам, но и осуществляется постоянное консультирование по методике поиска информации.
Краткая информация о поступивших художественных произведениях
В этом году в школу поступило 21 книга. Из них 13 экземпляров на казахском языке и оставшиеся 8 экземпляров на русском языке. Эти художественные произведения выбраны по 1770 номерам.
Абай «Қара сөздер» (Слова назидания): Сборник «Қара сөздер» (Слова назидания) Абая включает философские и моральные наставления великого казахского поэта, просветителя и мыслителя. В этих произведениях он выражает свои взгляды на жизнь, общество, мораль и нравственность. Эти слова не только составляют литературное наследие, но и вносят важный вклад в развитие казахской философии, культуры и воспитания.
Бауыржан Момышұлы «Адам қайраты» (Сила человека): В произведении Бауыржан Момышұлы знакомит читателя с жизненными принципами и внутренней силой человека. Он утверждает, что человек преодолевает трудности не только внешней силой, но и внутренней решимостью, храбростью и упорством.
Ыбырай Алтынсарин «Даланың таза бұлағы» (Чистый источник степи): Произведение Ыбырая Алтынсарина направлено на привлечение молодежи, особенно казахской деревни, к образованию и воспитанию. Он стремился развить человеческие ценности и призывал народ к новому мышлению, действиям и стремлению к знаниям через свои произведения.
Иманжүсіп Жақанов «Аққулар қонған айдын көл» (Лагуна, куда приземлились лебеди): В рассказе рассматривается философская тема взаимоотношений человека с природой. Главный герой, используя образ лебедей, пытается понять смысл и значение человеческой жизни. Лебеди символизируют чистоту, красоту и гармонию, а озеро — зеркало внутреннего мира и спокойствия. Через эти образы автор показывает, как важно проявлять настойчивость и духовную силу в преодолении жизненных трудностей.
Таласбек Сұлтанбеков «Сасырдың сүті»: Рассказ отражает взгляд казахского народа на природу, животных и мелкие детали жизни в сельской местности. Молоко сасира (один из видов верблюдов) в произведении изображается как чистый и добрый дар природы человеку. Это произведение наполнено философскими размышлениями о гармонии между человеком и природой, о труде, честности и ответственности.
Таласбек Жұртбай «Болашақтың бәйтерегі» (Дерево будущего): Основная идея рассказа — будущее сегодняшнего поколения зависит от его воспитания и образования, от сохранения национальной культуры и духовных ценностей. В произведении Таласбек Жұртбай призывает молодежь уважать свою страну, ее историю, культуру и передавать эти ценности будущим поколениям. Символ «бәйтерек» олицетворяет основу сильного и стабильного общества, на котором будет строиться будущее.
С.Кенжеахметов «Қазақ халқының салт-дәстүрлері» (Обычаи и традиции казахского народа): Эта работа казахстанского этнографа, писателя и ученого Қайрата Кенжеахметова посвящена исследованию казахской культуры и традиций. В своем произведении автор подробно и систематически описывает социальное и культурное значение казахских обычаев и обрядов.
Справка
6 ноября в школьной библиотеке был проведен литературный вечер, посвященный 125-летию академика Каныша Сатпаева. Основная цель мероприятия — широко представить жизнь и творчество великого ученого, подчеркнуть его вклад в геологию и изучение природных ресурсов Казахстана. В рамках вечера была поставлена задача популяризировать научное наследие Сатпаева, его личные качества и его вклад в развитие страны среди молодежи.
В мероприятии принимали участие ученики 7-9 классов. На литературном вечере учащиеся подробно ознакомились с биографией ученого и ответили на несколько вопросов. Также Ислам Куантаев выразительно прочитал стихотворение, посвященное Сатпаеву. Был показан видеоролик о жизни и работе ученого, после чего учащимся были заданы вопросы по содержанию, и они поделились своими впечатлениями. В завершение вечера была предложена творческая задача — учащиеся рисовали портреты Каныша Сатпаева. Работы были выставлены на выставке.
Литературный вечер, посвященный научному наследию Каныша Сатпаева, направлен на сохранение духовного и интеллектуального богатства нации и его передачу будущим поколениям.
Школьный библиотекарь Ерментаева Б. А