Общая информация школьной библотеки

       Библиотека  расположена на  первом этаже  трёхэтажного здания. Помещение приспособленное. Книгохранилище, абонемент, читальный  зал совмещеныe. Общая площадь библиотеки – 54, 3. Площадь читального зала – 20 кв. м. Количество посадочных мест- 13. Имеются 6 ноутбуков для учащийхся.  Библиотека оснащена необходимой  мебелью: 12 стеллажей, имеется компьютер, принтер.

Библиотека занимает ведущее место в образовательном процессе школы, осуществляя при этом следующие функции :

– образовательная;

– информационная;

– воспитательная;

– культурная;

Принципы, которые соблюдаются в работе с читателями:

  1. Воспитание в детях уважения к книге, остальным читателям, занимающимся рядом.
  2. Безусловная доброжелательность библиотекаря к читателям, готовность всегда сделать все возможное, чтобы выполнить запрос на необходимую информацию .
  3. Условия в библиотеке должны быть комфортными.

 Образовательная и информационная  функции реализуются на основе имеющегося библиотечного  фонда.

По состоянию на 31 мая 2024 года в фонде –17165 книг

Библиотечный фонд

количество

1

Учебная литература (из них учебников нового поколения

9758

2

 Учебно-метод.лит- 411, всего брошюр-(1317)

1728

3

Отраслевая,справочная

1587

4

Художественная литература

4092

Изучение библиотечного фонда /комплектование, работа с фондом

 Книжный фонд библиотеки соответствует современной образовательной программе. При комплектовании фонда литературой учитывается разновозрастный состав пользователей библиотеки, информационные и образовательные потребности школьников и учителей. В этом году, как и в прошлом все ученики были укоплектованный на 100 %, так же и учителя. Посещение на 2023-2024 учебного года 742 посещений было и книговыдач 4166. 

Читатели –на начало года 213,  на конец  206 из них по возрастному составу:

– среднее звено (  7-9 кл. )  131 чит.

– старшее звено (  10- 11 кл. ) 75 чит.

В связи с этим, перед библиотекой ставились следующие основные задачи на учебный год:

  • Обеспечение участникам образовательного про­цесса — обучающимся, педагогическим работникам — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресур­сов школы.
  • Знакомить учащихся с основами библиотечно-библиографических знаний
  • Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
  • Формирование и сохранение духовной культуры современных школьников.
  • Воспитание культурного и гражданского самосознания.
  • Стимулирование у школьников интереса к чтению, приобщение учащихся к книге.

Изучение основного фонда:

         Одним из главных направлений работы школьной библиотеки является комплектование фонда. Фонд школьной библиотеки формируется в соответствии с образовательными программами. В 2023-2024 учебном году  фонд школьной библиотеки пополнился на 295 экз., из них учебники 68 экземпляров, на сумму-  171 668 тенге.  это учебники для 8 го класса с русским языком обучения (химия на 4 экз с, дидактическими материалами и информатика с гос и на русском языке экземпляров 22).  Для 9-го кл (алгебра с гос языком экземпляром 18) и  для 11 класса учебники ( с русским языком обучения экземпляров 14 и гос языком 4). Остальные пополнились методическими пособиями Глобальные компетенции – 4 экз . И на художественные литературы- 223 экземпляров. На сумму- 671 118 тенге. Из художественной литературы есть на английском, русском и на государственном языке. Так же,  250 и 1000 наименовании.  В следующем учебном году учебники будут полностью пересмотрены. Некоторые разделы 7, 8 и 9 классов будут пересмотрены. Кроме того, будет дано дополнительные заказы, которое включает следующее: Казахский язык – 7 класс на казахском яз обучении, 8 класс всемирная история на двух языках обучения, 9 классы  географии Казахстана (на двух языках),  и истории Казахстана (на двух языках); Дополнительные заказы: алгебра, химия, английский язык, физика – 7 класс на казахском языке; химия, русский язык, биология, английский язык, физика, казахский язык и литература, информатика – 7 класс на русском языке обучения; А, так же заявки на художественную литературу были заявлены130 экземпяляров на двух языках.

 На постоянной основе ведется работа по сохранности библиотечного фонда:

  • Работа с задолжниками
  • Контроль состояния возвращаемых документов

Инновации в организации библиотеки:

   Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школьная библиотека должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней. В школьной библиотеке используются только традиционные носители информации, реже –Интернет ресурсы образования.  Библиотека в сегодняшних условиях предоставляет возможность подготовки рефератов, докладов, домашних заданий. В читальном зале обеспечивается не только доступ к имеющимся информационным ресурсам, но и осуществляется постоянное консультирование по методике поиска информации.

Краткая информация о поступивших художественных произведениях

    В этом году в школу поступило 21 книга. Из них 13 экземпляров на казахском языке и оставшиеся 8 экземпляров на русском языке. Эти художественные произведения выбраны по 1770 номерам.

Абай «Қара сөздер» (Слова назидания): Сборник «Қара сөздер» (Слова назидания) Абая включает философские и моральные наставления великого казахского поэта, просветителя и мыслителя. В этих произведениях он выражает свои взгляды на жизнь, общество, мораль и нравственность. Эти слова не только составляют литературное наследие, но и вносят важный вклад в развитие казахской философии, культуры и воспитания.

Бауыржан Момышұлы «Адам қайраты» (Сила человека): В произведении Бауыржан Момышұлы знакомит читателя с жизненными принципами и внутренней силой человека. Он утверждает, что человек преодолевает трудности не только внешней силой, но и внутренней решимостью, храбростью и упорством.

Ыбырай Алтынсарин «Даланың таза бұлағы» (Чистый источник степи): Произведение Ыбырая Алтынсарина направлено на привлечение молодежи, особенно казахской деревни, к образованию и воспитанию. Он стремился развить человеческие ценности и призывал народ к новому мышлению, действиям и стремлению к знаниям через свои произведения.

Иманжүсіп Жақанов «Аққулар қонған айдын көл» (Лагуна, куда приземлились лебеди): В рассказе рассматривается философская тема взаимоотношений человека с природой. Главный герой, используя образ лебедей, пытается понять смысл и значение человеческой жизни. Лебеди символизируют чистоту, красоту и гармонию, а озеро — зеркало внутреннего мира и спокойствия. Через эти образы автор показывает, как важно проявлять настойчивость и духовную силу в преодолении жизненных трудностей.

Таласбек Сұлтанбеков «Сасырдың сүті»: Рассказ отражает взгляд казахского народа на природу, животных и мелкие детали жизни в сельской местности. Молоко сасира (один из видов верблюдов) в произведении изображается как чистый и добрый дар природы человеку. Это произведение наполнено философскими размышлениями о гармонии между человеком и природой, о труде, честности и ответственности.

Таласбек Жұртбай «Болашақтың бәйтерегі» (Дерево будущего): Основная идея рассказа — будущее сегодняшнего поколения зависит от его воспитания и образования, от сохранения национальной культуры и духовных ценностей. В произведении Таласбек Жұртбай призывает молодежь уважать свою страну, ее историю, культуру и передавать эти ценности будущим поколениям. Символ «бәйтерек» олицетворяет основу сильного и стабильного общества, на котором будет строиться будущее.

С.Кенжеахметов «Қазақ халқының салт-дәстүрлері» (Обычаи и традиции казахского народа): Эта работа казахстанского этнографа, писателя и ученого Қайрата Кенжеахметова посвящена исследованию казахской культуры и традиций. В своем произведении автор подробно и систематически описывает социальное и культурное значение казахских обычаев и обрядов.

Справка

     6 ноября в школьной библиотеке был проведен литературный вечер, посвященный 125-летию академика Каныша Сатпаева. Основная цель мероприятия — широко представить жизнь и творчество великого ученого, подчеркнуть его вклад в геологию и изучение природных ресурсов Казахстана. В рамках вечера была поставлена задача популяризировать научное наследие Сатпаева, его личные качества и его вклад в развитие страны среди молодежи.

   В мероприятии принимали участие ученики 7-9 классов. На литературном вечере учащиеся подробно ознакомились с биографией ученого и ответили на несколько вопросов. Также Ислам Куантаев выразительно прочитал стихотворение, посвященное Сатпаеву. Был показан видеоролик о жизни и работе ученого, после чего учащимся были заданы вопросы по содержанию, и они поделились своими впечатлениями. В завершение вечера была предложена творческая задача — учащиеся рисовали портреты Каныша Сатпаева. Работы  были выставлены на выставке.

   Литературный вечер, посвященный научному наследию Каныша Сатпаева, направлен на сохранение духовного и интеллектуального богатства нации и его передачу будущим поколениям.

Школьный библиотекарь Ерментаева Б. А